В мае на загородных трассах республики произошло несколько дорожно-транспортных происшествий с участием диких животных. Аварии зарегистрированы в Медведевском районе на автодороге Вятка на 63 км и 113 км, в Волжском районе на 76 км и 81 км автодороги Йошкар-Ола-Зеленодольск. В ДТП два человека погибли, несколько человек получили травмы.
Все животные, попавшие под колёса машин, тоже погибли.
За комментариями ИА «МариМедиа» обратилось к начальнику Отдела по охране, контролю и надзору за объектами животного мира и средой их обитания Минприроды республики Бородину Сергею Викторовичу.
ММ: Сергей Викторович, в мае на дорогах республики произошло 4 ДТП с участием диких животных, погибло 4 лося. Чем обусловлен всплеск роста числа дорожных аварий с участием животных?
Сергей Бородин: В первую очередь, это сезонный фактор. У нас вообще два периода, когда происходят такие массовые ДТП. Самый пик — это весенне-летний период, то есть май-июнь и осень, период гона — сентябрь. К примеру, в 2017 году за весенне-летний период, то есть с мая по июнь в республике было сбито 9 животных.
ММ: В чём причины, почему животные в эти периоды оказываются на оживленных трассах?
Сергей Бородин: Причины, скажем так, к сожалению пока мало изучены. Мы только предполагаем, что это может быть тот факт, что лосихи отгоняют годовалых лосей, сеголетков. Лосихи ухаживают за молодым поколением, а вот старших, подростков отгоняют от себя. Лоси-сеголетки вступают во взрослую жизнь свободную, далекую от родителей и попадают в «переделки».
ММ: А может на животных как-то влиять сам лес, что заставляет их покидать привычную среду?
Сергей Бородин: Животные в это время года очень страдают от кровососущих насекомых, которые их донимают в лесах. Животные ищут продуваемые места на просеках, в том числе выходят на дороги, на оживленные тракты. Этот же Кокшайский тракт,.
Ну, и в принципе, никто не отменял внутреннюю миграцию лосей. То есть переход с зимних кормов на весенние, летние. Потому что зимой они едят в основном ветки сосны, а летом переходят на траву, более мягкий корм. И порой миграционный путь проходит через обжитые участки: трассы, а иногда и населённые пункты, когда животных видят в городах, например.
Формально у нас две недели весной и три недели в сентябре животные активны. К слову, осенью во время гона даже звук клаксона может спровоцировать самца лося на атаку. В остальное время более-менее спокойно. Как правило, дикие животные активизируются в сумерках, то есть это за час до заката и час до захода солнца.
ММ: А за границей, что делают для защиты животных?
Сергей Бородин: В иностранных государствах, там идут по-другому принципу. В местах концентрации животных они строят заградительные сооружения на дорогах, которые останавливают животных. Вырубают лес, увеличивая полосы от дороги до леса, чтобы водитель был готов к появлению животного. И ещё один из вариантов — это сезонное снижение скорости.
ММ: Но у нас тоже стоят знаки на дорогах — «Дикие животные».
Сергей Бородин: Да, но этот знак, к сожалению, является предупреждающим. Он как бы предупреждает, а не ограничивает скорость, а люди это по-своему трактуют: «Может выйдет зверь, а может не выйдет». Даже на скорости 60 километров в час столкновение с животным может иметь серьёзные последствия. А на загородных трассах люди разгоняются и гораздо сильнее. В прошлом году у нас был случай со смертельным исходом, в этом году уже два случая.
Ежегодно публикуем информацию о том, что в этот период необходимо соблюдать правила дорожного движения на загородных трассах. Главное, чтобы избежать трагедии — по возможности отказаться от поездки в вечернее, ночное время или ехать с минимальной скоростью, чтобы успеть вовремя затормозить.
Согласно данным зимнего маршрутного учёта 2018 года численность лосей в республике составила 6 604 особи. В 2017 году — 6 556.