Итогам и перспективам тарифного регулирования был посвящен доклад руководителя Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) Игоря Артемьева 17 октября 2017г в Крыму на семинаре-совещании «Тарифное регулирование в 2017 году и задачи органов государственного регулирования на 2018-2025 годы».
По словам главы ФАС России, принцип синергии принес в сферу тарифного регулирования те методы, которые традиционны для антимонопольного регулирования. Это прежде всего метод бенчмаркинга (сравнительный анализ цен на сопоставимых рынках), который применяется в приоритетном порядке по сравнению с затратным методом.
Игорь Артемьев также сообщил, что концепция проекта федерального закона «О государственном регулировании цен (тарифов) в России одобрена на совещании у 1-го заместителя Председателя Правительства РФ И.Шувалова. «Сам текст закона будет неузнаваемо меняться после его широкого обсуждения с предпринимателями и общественными организациями, но его канва останется прежней – он заложит основу тарифного регулирования в стране и будет иметь отраслевые главы. Кроме того, мы планируем отказаться от нынешнего определения естественных монополий, закрепив в определении, что естественными монополиями могут быть только сетевые активы», - считает Игорь Артемьев .
По его мнению, действующее определение естественных монополий сдерживает переход от естественно-монопольного рынка к конкурентному. «Опыт дерегулирования деятельности стивидоров оказался неудачным, многие стивидоры сразу необоснованно повысили цены на свои услуги. Мы можем их вразумить мерами антимонопольного регулирования. В настоящий момент мы находимся со стивидорными компаниями в стадии судебных разбирательств и надеемся, что мы выиграем суды», - заявил Игорь Артемьев .
Также руководитель антимонопольного ведомства отметил, что в настоящий момент идут консультации между Правительством России и Администрацией Президента РФ по поводу проекта Указа Президента, который должен утвердить «Национальный план развития конкуренции».
По словам Игоря Артемьева , сейчас нет противоречий по сути самого Национального плана, по тем мерам, которые предлагаются ФАС России. Ведется дискуссия о том, каким нормативно-правовым актом он будет утвержден – Указом Президента РФ или Поручением Президента РФ. В Национальном плане развития конкуренции в том числе затрагиваются тарифные вопросы.
Также во время своего выступления глава ФАС России рассказал об опыте внедрения Стандарта развития конкуренции в регионах. В разных субъектах Российской Федерации внедрение Стандарта идет по-разному. Но благодаря ему в регионах появились частные городские перевозчики, аптеки и учреждения дошкольного образования.
Например, в Москве 50% транспортных организаций – частные, которые создают давление на издержки государственных транспортных компаний и конкурируют с ними наравне.
Глава ФАС России также подтвердил, что РЭКи не будут интегрированы в систему антимонопольных органов, но у ФАС России будет возможность отменять незаконные решения РЭКов или принимать тарифные решения в случае бездействия региональных регуляторов.
Игорь Артемьев также сообщил, что ФАС России разработала нормативно-правовые акты, которые закроют «дырки» в тарифном законодательстве. Сейчас система нормативных-правовых актов в сфере тарифов позволяет на уровне регионов и местного самоуправления устанавливать тарифы значительно выше предельных, установленных Правительством России. «После принятия соответствующих актов, разработанных ФАС России, увеличение тарифов выше предельных в регионах будет возможно только после принятия соответствующего закона местным парламентом в целях реализации инвестиционных программ», - заявил И. Артемьев .