Новости города БезФормата.Ru
Йошкар-Ола
Главные новости
 
Задать вопрос?

Доклад Уполномоченного по правам человека в Республике Марий Эл за 2016 год (приложения 7-10)

Доклад2_Страница_188.jpg - Марийская правда
Доклад2_Страница_189.jpg - Марийская правда
Доклад2_Страница_190.jpg - Марийская правда
Доклад2_Страница_191.jpg - Марийская правда
Доклад2_Страница_192.jpg - Марийская правда
Доклад2_Страница_193.jpg - Марийская правда
Доклад2_Страница_214.jpg - Марийская правда
Доклад2_Страница_215.jpg - Марийская правда
Доклад2_Страница_216.jpg - Марийская правда
Доклад2_Страница_217.jpg - Марийская правда
Доклад2_Страница_218.jpg - Марийская правда

( к началу )  

 

П  Р  И  Л  О  Ж  Е  Н  И  Е      7

 

 

Приложение № 7

 


 






 


 



 


 

П  Р  И  Л  О  Ж  Е  Н  И  Е      8  

Приложение № 8

 

 

Заключение

Уполномоченного по правам человека в Республике Марий Эл

по итогам рассмотрения обращения К., матери несовершеннолетнего В.,
9 августа 2006 года рождения, на действия администрации МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 12 г. Йошкар-Олы»

 

 

Обстоятельство дела. Несовершеннолетний сын заявительницы В.
в 2015/2016 учебном году обучался во втором классе МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 12 г. Йошкар-Олы». В вышеуказанное образовательное учреждение ребенок поступил из государственного бюджетного учреждения Республики Марий Эл «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи «Детство»
(далее – ГБУ Республики Марий Эл «Центр «Детство»).

Из представленных медицинских документов следует, что ребенок имеет диагноз - Синдром дефицита внимания и гиперактивности (далее – СДВГ). Ребенок стоит на учете у невролога, постоянно наблюдается у психиатра.

Согласно заключению Центральной психолого-медико-социальной комиссии Республики Марий Эл (далее – ЦПМПК Республики Марий Эл)
от 21 мая 2015 года № 478-15 у ребенка выражена дисграфия, дислексия, недостаточная работоспособность, темпа и продуктивности деятельности, недостаточность регуляторного компонента психической деятельности. Согласно данному заключению ЦПМПК Республики Марий Эл
рекомендовано обучение и воспитание по адаптированной образовательной программе (адаптированной основной образовательной программе)
начального общего образования для детей с замедленным психическим развитием (далее – ЗПР). Составление индивидуального учебного плана
с учетом возможностей психофизического развития ребенка с ЗПР, СДВГ. Дополнительные занятия по восполнению пробелов в знаниях. Учет темповых характеристик деятельности, овладения умениями и навыкам. Использование специальных образовательных программ, методов обучения и воспитания, учебных пособий, дидактических материалов.

Из материалов следует, что обучение В. проводилось по адаптированной образовательной программе. Индивидуальный учебный план не был разработан. По информации образовательного учреждения индивидуальный учебный план не был разработан по причине отсутствия письменного
заявления со стороны матери несовершеннолетнего ребенка на согласие
по данной форме обучения. Образовательное учреждение утверждает,
что матери было предложено написать заявление 17 ноября 2015 года,
а также 8 апреля 2016 года.

По утверждению заявительницы, что также подтверждается
и администрацией образовательного учреждения, ребенок испытывал
трудности при обучении, особенно при выполнении письменных работ.
Ребенок и педагоги школы сталкивались с серьезными проблемами
в обучении и поведении ребенка: отсутствие внимания на уроке, возбудимость, неуравновешенность, агрессивное поведение в отношении как педагогов,
так и некоторых детей. На данные проблемы указывает как заявительница,
а также шесть докладных записок на имя директора ряда педагогов,
и двух родительниц одноклассников В.

Исходя из характеристики школы от 6 июня 2016 года, несмотря
на неадекватное поведение В., дети берут В. в игры, он общается
с отдельными детьми класса. Мать К. сотрудничает постоянно с педагогом, старается выполнить рекомендации учителя.

Заявительница в свою очередь утверждает, что обучение ее ребенка ведется без учета его психических и физических особенностей,
ребенок обучался по адаптированной программе в общем классе.
Текущая и промежуточная аттестация проводятся в основном по результатам письменных контрольных и проверочных работ, выполненных в классе,
а они выполняются в силу его заболевания, психического и физического состояния неудовлетворительно. Ребенок на уроках постоянно отвлекается, нервничает, часто зачеркивает даже правильные ответы и слова.
В просьбе родительницы разрешить ребенку совместно с матерью переписывать хотя бы некоторые проверочные работы после уроков,
было отказано. В обращении указывается, что сын абсолютно расстроен, дезадаптирован, его самооценка сильно занижена, уверенность в себе
и в своем успехе отсутствуют. По утверждению заявительницы,
администрация школы вынуждает ее перевести сына на домашнее обучение.

22 апреля 2016 года заявительница была приглашена на комиссию
по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 12
г. Йошкар-Олы» (далее – Комиссия), заседание которой состоялось
27 апреля 2016 года. На заседании рассматривались следующие вопросы:

факты нарушений правил поведения в школе учащимся В. 2 «А» класса;

беседа с инспектором ПДН ОУУП и ПДН по г. Йошкар-Оле;

рассматривались жалобы и обращения от родителей 2 «А» класса;

вопрос о постановке на внутришкольный профилактический учет В.

На заседании Комиссии присутствовал В. с матерью. Ему были заданы вопросы относительно его поведения в школе, некорректного отношения
к одноклассникам и учителям. Из справки инспектора ПДН ОУУП и ПДН
по г. Йошкар-Оле ребенок принес на комиссии свои извинения
и обещал впредь не допускать некорректного обращения с учителями
и одноклассниками, исправить неудовлетворительные оценки.

Решение Комиссии: поставить В. на внутришкольный учет.

По итогам 2015-2016 учебного года В. не был аттестован по русскому языку и математике. Решением педагогического совета от 30 мая 2016 года № 7
В. условно переведен в 3 класс. Повторная промежуточная аттестация
проведена 20 июня 2016 года. Мать была уведомлена о проведении промежуточной аттестации. Во время аттестации заявительница не была допущена в класс, где проводились контрольные работы. Оценки повторной промежуточной аттестации по обоим предметам неудовлетворительные.

При проведении проверки доводов обращения в отношении несовершеннолетнего В. и его матери Уполномоченным рассматривались следующие вопросы:

соблюдение со стороны школы конституционного права на образование ребенка с ограниченными возможностями здоровья;

признание и соблюдение официальными представителями школы
права родителей на выбор формы получения образования и обучения;

соблюдение процессуальных прав В. при прохождении
им промежуточной аттестации;

правомерность применения мер дисциплинарного взыскания к ученику начальной школы.

В ходе проведения проверки были рассмотрены следующие документы:

1.                              Устав МБОУ «Средняя общеобразовательная школа
№ 12 г. Йошкар-Олы» (новая редакция) от 2015 года;

2.                              Копия заключения Центральной психолого-медико-педагогической комиссии Республики Марий Эл в отношении В. от 21 мая 2015 г. № 478-15;

3.                              Копии медицинских документов в отношении В., предоставленных матерью ребенка;

4.                              Выписка из Журнала индивидуальных учебных занятий
с обучающимися 2 «А» класса 2015-2016 учебного года;

5.                              Копия протокола школьного методического объединения начальных классов от 1 июня 2016 г. № 4;

6.                              Задания для повторной промежуточной аттестации по русскому языку и математике для 2 класса;

7.                              Копия итоговой контрольной работы промежуточной аттестации, выполненной В. по русскому языку от 22 июня 2016 года;

8.                              Копия итоговой контрольной работы промежуточной аттестации, выполненной В. по математике от 22 июня 2016 года;

9.                              Копия протокола сдачи академической задолженности
по русскому языку обучающегося В. 2 «А» класса от 22 июня 2016 года;

10.                    Копия протокола сдачи академической задолженности
по математике обучающегося В. 2 «А» класса от 22 июня 2016 года;

11.                    Положение о текущей и промежуточной аттестации
обучающихся 1-9 классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 12
г. Йошкар-Олы»;

12.                    Положение о комиссии по профилактике безнадзорности
и правонарушений среди несовершеннолетних МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 12 г. Йошкар-Олы» от 31 августа 2015 года;

13.                    Копия характеристики ученика В. 2 «А» класса
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 12 г. Йошкар-Олы»
от 6 июня 2016 года за подписью директора школы и классного руководителя;

14.                    Копия заявления классного руководителя 2 «А» класса
Бочаровой Л.Б. в комиссию по профилактике безнадзорности
и правонарушений среди несовершеннолетних МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 12 г. Йошкар-Олы»;

15.                    Копия приглашения от 22 апреля 2016 г. № 28
К. на заседание комиссии по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 12 г. Йошкар-Олы»;

16.                    Выписка из протокола от 27 апреля 2016 г. № 7 заседания совета
по профилактике правонарушений [1] ;

17.                    Копия извещения К. о постановке на внутришкольный учет
от 29 апреля 2016 года;

18.                    Копия докладной записки директору школы на ученика В.
2 «А» класса от воспитателя группы продленного дня Картазаевой А.А.
от 12 ноября 2015 года;

19.                    Копия докладной записки директору школы от учителя
начальных классов Бочаровой Л.Б. от 4 декабря 2016 года;

20.                    Копия заявления директору школы от матери одноклассника В.
от 28 января 2016 года;

21.                    Копия заявления директору школы от матери одноклассника В.
от 4 февраля 2016 года;

22.                    Копия докладной записки директору школы от педагога дополнительного образования Темновой Т.Б. от 15 марта 2016 года;

23.                    Копия докладной директору школы от педагога дополнительного образования Темновой Т.Б. от 21 апреля 2016 года;

24.                    Копия докладной записки директору школы от Бочаровой Л.Б.
от 5 апреля 2016 года;

25.                    Копия докладной директору школы от учителя начальных
классов Бочаровой Л.В. от 22 апреля 2016 года;

26.                    Копия докладной заместителю директора по воспитательной
работе МАОУД «Детский оздоровительный центр им. В.Дубинина» от вожатых
7 отряда от 1 июля 2016 года;

27.                    Копия справки инспектора ПДН ОУУП и ПДН
по г. Йошкар-Оле Александрийской О.А.;

28.                    Итоги проверки по указанным обстоятельствам заявительницы Министерства образования и науки Республики Марий Эл от 21 июля 2016 г.
№ 6113.

 

Соответствие содержания образования возможностям психофизического развития В.

Как указывалось, несовершеннолетний В. является ребенком
с ограниченными возможностями здоровья. Ребенок имеет недостатки
в психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией. Данные недостатки препятствуют получению
им образования без создания специальных условий.

Часть 6 статьи 48 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон
об образовании № 273-ФЗ) устанавливает обязанность и ответственность педагогических работников в образовательном процессе людей
с ограниченными возможностями здоровья учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья,
соблюдать специальные условия, необходимые для получения образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействовать
при необходимости с медицинскими организациями;

Матерью ребенка представлены в школу все необходимые подтверждающие медицинские документы, заключения и рекомендации ЦПМПК Республики Марий Эл относительно физического и психологического состояния В. Как уже указывалось В. установлен диагноз СДВГ с выраженной дисграфией и дислексией.

Специалисты по психиатрии описывают следующие признаки данного заболевания [2] [3] .

Ребенок с СДВГ является источником постоянного беспокойства
для окружающих (родителей, педагогов, сверстников), так как вмешивается
в чужие разговоры и деятельность, берет чужие вещи, часто ведет себя совершенно непредсказуемо, избыточно реагирует на внешние раздражители (реакция не соответствует ситуации). Такие дети с трудом адаптируются
в коллективе, их отчетливое стремление к лидерству не имеет под собой фактического подкрепления. В силу своей нетерпеливости и импульсивности, они часто вступают в конфликты со сверстниками и учителями, что усугубляет имеющиеся нарушения в обучении. Ребенок также не способен предвидеть последствия своего поведения, не признает авторитетов, что может приводить
к антиобщественным поступкам.

Немедикаментозная коррекция включает в себя методы модификации поведения, психотерапию, педагогическую и нейропсихологическую коррекцию. Ребенку рекомендуется щадящий режим обучения - минимальное количество детей в классе (идеально не более 12 человек), меньшая
продолжительность занятий (до 30 мин), пребывание ребенка
на первой парте (контакт глаз учителя и ребенка улучшает концентрацию внимания). Важным с точки зрения социальной адаптации является также целенаправленное и длительное воспитание у ребенка социально поощряемых норм поведения, так как поведение некоторых детей носит черты асоциального. Необходима психотерапевтическая работа с родителями и педагогами,
чтобы они не расценивали поведение ребенка как «хулиганское» и проявляли больше понимания и терпения в своих воспитательных мероприятиях.
По мнению психиатров, следует также избегать утомления
при выполнении заданий, так как при этом может усиливаться
гиперактивность. «Гиперактивные» дети чрезвычайно возбудимы, поэтому необходимо исключить или ограничить их участие в мероприятиях,
связанных со скоплением большого числа людей. Так как ребенок испытывает сложности в концентрации внимания, нужно давать ему только одно задание
на определенный промежуток времени. Важен выбор партнеров
для игр - друзья ребенка должны быть уравновешенными и спокойными.

Таким образом, поведение В., по мнению Уполномоченного, совпадает полностью с описанием признаков проявления поставленного диагноза СДВГ
и не является результатом недостатков воспитания ребенка. Решение данной проблемы, по мнению специалистов лежит в сотрудничестве и взаимодействии родителей, педагогов и медиков. Однако изучение в данном деле наличия
такого взаимодействия приводит к выводу о его недостаточности,
чем нарушаются интересы ребенка. Это выражается в следующем:

Исходя из полученных неудовлетворительных результатов обучения В.
за второй класс, обучение в классе по адаптированной образовательной программе и проведение индивидуальных учебных занятий (один раз
в неделю по русскому языку и по математике) явно недостаточно
для этого ребенка. Ребенку требуется обучение по индивидуальному учебному плану, который школой не разработан, а матерью не направлено соответствующее заявление о переходе сына на обучение по индивидуальному
учебному плану. Обращает на себя внимание факт, что и образовательное учреждение, и мать ребенка убеждены в необходимости обучения В.
по индивидуальному учебному плану, но договориться об этом в 2015-2016 учебном году не смогли.

Образовательное учреждение, в лице директора школы, утверждает,
что матери ребенка было предложено дважды решением Психолого-медико-педагогического консилиума школы (далее – ПМПк) о направлении заявления
о переводе ребенка на обучение по индивидуальному плану. Однако, копии
протоколов данных решений ПМПк, а также Положение об индивидуальном учебном плане образовательным учреждением не предоставлены.
На период проведения проверки с 1 июля 2016 года по 6 сентября 2016 года
Положение «О порядке обучения по индивидуальному учебному плану школы» не было представлено, на официальных информационных сайтах образовательного учреждения http://edu.mari.ru/mouo-yoshkarola/sh12 ;
http://yola-12school.ucoz.ru/ ) документ отсутствуют. Устав школы в пункте 3.10 упоминает заявления родителя или учащегося при разработке индивидуального учебного плана, однако не содержит установлений об обязательности подобного письменного заявления родителями.

Таким образом, Уполномоченный не считает доказанным утверждение школы о предложении заявительнице о написании заявления о переводе ребенка на обучение по индивидуальному учебному плану. Заявительница
не имела возможности самостоятельно ознакомиться с вышеуказанным локальным актом школы, содержащим требование о письменном заявлении
в силу отсутствия данного акта в свободном доступе.

Исходя из представленных образовательным учреждением документов меры педагогического решения поведенческих и образовательных проблем ученика 2 «А» класса сводились в направлении докладных директору школы
на неадекватное поведение В. Ни в одном из представленных школой
документа не представлена хотя бы минимальная позитивная оценка ребенка.
Школой также не представлены меры, поощряющие ребенка на социально позитивное поведение. При этом поведение В. расценивается педагогами
и администрацией школы именно как «хулиганское».

Логично, что за неоднократное нарушение Устава школы, ученик 2 «А» класса был поставлен на внутришкольный учет. Данное решение,
по мнению Уполномоченного является произвольным и не основано на законе по следующим основаниям.

Согласно Положению о комиссии по профилактике безнадзорности
и правонарушений среди несовершеннолетних МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 12 г. Йошкар-Олы» является одним
из звеньев комплексной работы МБОУ «Средняя общеобразовательная
школа № 12 г. Йошкар-Олы» по выполнению Закона Российской Федерации
от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики правонарушений среди несовершеннолетних» (пункт 1.1. Положения).
Одной из функции Комиссии устанавливается рассмотрение конфликтных ситуаций, связанных с нарушением локальных актов школы,
с проблемами межличностного общения участников образовательного
процесса в пределах своей компетенции (пункт 4.5 Положения).
Пункт 4.7. Положения устанавливает право Комиссии ходатайствовать
перед администрацией о принятии мер административного воздействия
в случае неоднократного нарушения Устава школы. Комиссия строит
свою работу и принимает решения в рамках Федерального закона
от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Федерального
закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Конвенции о правах ребенка.

Согласно Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ
«Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в систему профилактики безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. В соответствии со статьей 6,
Закона Республики Марий Эл от 3 декабря 2004 г. № 58-З
«О профилактике правонарушений в Республике Марий Эл»
учреждения образования наряду с иными органами, учреждениями
и организациями входят в систему профилактики правонарушений.

Деятельность комиссий по делам несовершеннолетних и защите
их прав в республике регулируется Законом Республики Марий Эл
от 3 марта 2005 г. № 2-З «О комиссиях по делам несовершеннолетних
и защите их прав». Согласно части 2 статьи 5 вышеуказанного закона
Положение о комиссии в муниципальном образовании, ее численный
и персональный состав утверждаются и изменяются нормативными
правовыми актами представительного органа местного самоуправления,
при этом ее численность не может быть менее девяти членов.

Согласно статьи 10 вышеуказанного закона к компетенции комиссии
на муниципальном уровне в отношении несовершеннолетних рассматриваются строго определенная категория дел, а именно:

совершивших общественно опасные деяния, предусмотренные
Уголовным кодексом Российской Федерации, до достижения возраста,
с которого, согласно закону, наступает уголовная ответственность;

совершивших общественно опасные деяния, содержащие признаки
состава преступления, в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет,
в отношении которых отказано в возбуждении уголовного дела или уголовное дело прекращено по нереабилитирующим основаниям;

совершивших в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет административные правонарушения в пределах компетенции, определенной Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях;

допустивших антиобщественные проступки (уклонение от выполнения обязанностей, возложенных судом, немедицинское употребление
наркотических средств и психотропных веществ, бродяжничество и другие);

уклоняющихся от учебы.

В отношении родителей (законных представителей) комиссия компетентна рассматривать следующие вопросы:

не исполняющих обязанности по содержанию, воспитанию и обучению несовершеннолетнего;

вовлекающих несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков или одурманивающих веществ;

за совершение несовершеннолетними в возрасте до шестнадцати лет нарушений правил дорожного движения;

за потребление несовершеннолетним наркотических средств
или психотропных веществ;

за появление несовершеннолетнего в общественных местах в состоянии опьянения, а равно за распитие им алкогольной и спиртосодержащей продукции;

за другие правонарушения.

Таким образом, Комиссия не компетентна рассматривать вопросы
как в отношении несовершеннолетнего, так в отношении родителей
(законных представителей) о нарушении Устава школы (иных локальных нормативных актов лежит вне пределов компетенции Комиссии.
Кроме того, комиссия рассматривает вопросы в отношении детей до 14 лет только в случае антиобщественных проступков несовершеннолетнего.
Данный вывод совпадает с рекомендациями помощника прокурора города Йошкар-Олы В.А.Павловой «Категории лиц, в отношении которых
проводится индивидуальная профилактическая работа», размещенными
на сайте образовательного учреждения http://yola-12school.ucoz.ru/ .

Кроме того, постановка ученика второго класса на профилактический внутришкольный учет также противоречит требованиям Федерального закона
об образовании № 273-ФЗ.

Часть 4 статьи 43 Федерального закон об образовании № 273-ФЗ устанавливает, что неисполнение или нарушение устава образовательной организации, правил внутреннего распорядка, и иных локальных нормативных актов по вопросам организации и осуществления образовательной деятельности
к обучающимся могут быть применены меры дисциплинарного взыскания.
Закон четко перечисляет какие действия администрации относятся к данным мерам, профилактический внутришкольный учет обучающегося в этом
перечне отсутствуют.

Кроме того, согласно установлениям части 5 статьи 43 Федерального закона об образовании № 273-ФЗ меры дисциплинарного взыскания
не применяются к обучающимся по образовательным программам дошкольного, начального общего образования, а также к обучающимся
с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития и различными формами умственной отсталости).

Таким образом, на основании проведенной проверки Уполномоченный пришел к следующим выводам:

1. Уполномоченный полагает, что промежуточная аттестация, переаттестация в отношении несовершеннолетнего В. образовательным учреждением проведена в соответствии с требованиями законов
об образовании Российской Федерации и Республики Марий Эл,
а также согласно процедур, установленных Уставом образовательной организации и Положением о текущей и промежуточной аттестации обучающихся 1-9 классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 12
г. Йошкар-Олы». Таким образом, Уполномоченный полагает необоснованными претензии заявительнице к данной процедуре.

2. Уполномоченный полагает обоснованными претензии заявительницы относительно следующих вопросов:

2.1. По мнению Уполномоченного МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 12 г. Йошкар-Олы» в 2015-2016 учебном году не созданы в полном объеме специальные условия для получения образования В. - обучающегося
с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с требованиями
части 3 статьи 79 Федерального закона об образовании № 273-ФЗ.

2.2. Меры, предпринимаемые педагогическими работниками, администрацией школы слабо учитывали диагноз обучающегося.

2.3. Рассмотрение вопроса о дисциплинарной ответственности
ученика 2 «А» класса с его участием на комиссии по профилактике
и безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних школы
и постановка его на внутришкольный профилактический учет нарушило
право несовершеннолетнего В. согласно статье 5 Федерального закона
от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», статьи 10 Закона Республики Марий Эл от 3 марта 2005 г. № 2-З «О комиссиях
по делам несовершеннолетних и защите их прав», частей 4, 5 статьи 43 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании
в Российской Федерации».

2.4. Пункты 4.5., 4.7. Положения о комиссии по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 12 г. Йошкар-Олы» по мнению Уполномоченного не соответствуют требованиям статьи 11 Федерального
закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», статье 10 Закона Республики Марий Эл от 3 марта 2005 г. № 2-З «О комиссиях по делам несовершеннолетних и защите их прав», так как содержит компетенцию
не отнесенную законодательством к компетенции вышеназванных комиссий.

 

На основании вышеизложенного Уполномоченный рекомендует образовательному учреждению:

1. Предпринять все необходимые меры для организации образовательного процесса несовершеннолетнего В., при взаимодействии
с его матерью и с учетом установленного диагноза ребенка.

2. Рассмотреть при взаимодействии и сотрудничестве с матерью
ребенка возможность разработки и реализации индивидуального учебного плана на 2016-2017 учебный год.

3. Разместить в официальных информационных источниках образовательного учреждения Положение о порядке обучения
по индивидуальному учебному плану в МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 12 г. Йошкар-Олы».

4. Отменить решение комиссии по профилактике безнадзорности
и правонарушений среди несовершеннолетних МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 12 г. Йошкар-Олы» от 27 апреля 2016 года
как решение не основанное на законе. Довести в письменном виде до матери В.
решение об отмене.

5. Привести Положение комиссии по профилактике безнадзорности
и правонарушений среди несовершеннолетних МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 12 г. Йошкар-Олы» в соответствие
с требованиями Федерального закона от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ
«Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», а также Закона Республики Марий Эл
от 3 марта 2005 г. № 2-З «О комиссиях по делам несовершеннолетних
и защите их прав».

 

 

Уполномоченный по правам человека в Республике Марий Эл

 

 

 

И.С.Татаринова

 

 

 

 

П  Р  И  Л  О  Ж  Е  Н  И  Е      9

 

 

Приложение № 9

 

 


 

Председателю
Государственного Собрания Республики Марий Эл
Ю.А.Минакову


 

 

 

Уважаемый Юрий Александрович!

 

 

 

Уполномоченным по правам человека в Республике Марий Эл
(далее – Уполномоченный) на основании пункта 2 статьи 14
Закона Республики Марий Эл от 21 сентября 2000 г. № 44-З
«Об Уполномоченном по правам человека в Республике
Марий Эл» и в соответствии с запросом Государственного
Собрания Республики Марий Эл от 25 мая 2016 г. № 669
подготовлено заключение на проект закона Республики Марий Эл
«О регулировании отдельных вопросов, связанных с осуществлением общественного контроля в Республике Марий Эл» (далее – проект закона Республики Марий Эл).

Предложения Уполномоченного представлено в Таблице поправок
к проекту закона Республики Марий Эл согласно Приложению.

 

Приложение: на 5 л. в 1 экз.

 

 

 

С уважением

 

 

 

Уполномоченный по правам человека в Республике Марий Эл

 

 

 

 

 

И.С.Татаринова

 

 

 

Приложение

 

 

 

Таблица поправок к проекту закона Республики Марий Эл

«О регулировании отдельных вопросов, связанных с осуществлением
общественного контроля в Республике Марий Эл»

 

Содержание текста

Содержание предлагаемых поправок

Примечание

1.

Статья 1

Осуществление общественного контроля регулируется Федеральным законом
от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ
«Об основах общественном контроле в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон),
другими федеральными законами, иными нормативными актами Российской Федерации, муниципальными нормативными правовыми актами

Статья 1

Осуществление общественного контроля регулируется Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, Федеральным законом
от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественном контроле в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон),
другими федеральными законами, Конституцией Республики Марий Эл, Законом Республики
Марий Эл от 29 апреля 2008 г. № 26-З «Об Общественной палате Республики
Марий Эл», иными законами Республики Марий Эл, муниципальными нормативными правовыми актами Республики Марий Эл.

 

 

2.

Пункт 1 статьи 4 проекта закона

1. Итоговой документ, подготовленной по результатам общественного контроля, направляется субъектом общественного контроля
в органы государственной
власти Республики Марий Эл
и государственные организации, иные органы и организации, осуществляющие в соответствии
с федеральными законами отдельные публичные полномочия, (далее – органы государственной власти Республики Марий Эл
и государственные организации)
и подлежат обязательной регистрации в день поступления органы государственной власти Республики Марий Эл
и государственные организации.

 

После слов «(далее – органы государственной власти Республики Марий Эл
и государственные организации)» дополнить словами «, органы местного самоуправления Республики Марий Эл и муниципальные организации».

После слов «подлежат обязательной регистрации
в день поступления органы государственной власти Республики Марий Эл
и государственные организации» добавить словами «органы местного самоуправления
и муниципальные организации».

Статья 4 проекта
закона согласно
ее названию призвана регулировать порядок рассмотрения результатов общественного контроля в том числе органами местного самоуправления и муниципальными организациями. Однако пункты 1-5 проекта закона данный порядок
не регулируют,
а пункт 6 статьи проекта закона передает полномочия
в регулировании рассматриваемых правоотношений на уровень местного самоуправления.

Уполномоченный полагает данную конструкцию нецелесообразной, которая может привести либо к дублированию норм проекта закона в муниципальных нормативных актах, либо к принятию 17 вариантов муниципальных нормативных правовых актов, что нарушит единообразие в данном вопросе на территории республики.

3.

Пункт 2 статьи 4 проекта закона

2. Органы государственной
власти Республики Марий Эл
и государственные организации рассматривают направленные
им итоговые документы, подготовленные по результатам общественного контроля и в установленный законодательством Российской Федерации срок направляют соответствующим субъектам общественного контроля обоснованные ответы.

 

После слов «органы государственной власти Республики Марий Эл
и государственные организации» дополнить словами «органы местного самоуправления и муниципальные организации».

4.

Пункт 3 статьи 4 проекта закона

3. Органы государственной
власти Республики Марий Эл
и государственные организации
в пределах полномочий учитывают предложения, рекомендации
и выводы, содержащиеся в итоговых документах, подготовленных по результатам общественного контроля, в случаях, предусмотренных Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также в случаях:

1) установления нарушения
органом или организацией прав
и свобод человека и гражданина,
прав и законных интересов общественных организаций и иных некоммерческих организаций;

2) если будет признано,
что реализация предложений
и рекомендаций, содержащихся
в итоговом документе, будет способствовать повышению эффективности деятельности
органа или организации и (или) повышению качества оказываемых органом или организацией государственных услуг.

 

1. В первом предложении первого абзаца после слов «органы государственной
власти Республики Марий Эл
и государственные организации» и дополнить словами «органы
местного самоуправления
и муниципальные организации».

2. В подпункте 2 пункта 3 статьи 4 после слов «государственных услуг» дополнить словами «муниципальных услуг».

5

Пункт 4 статьи 4 проекта закона

4. Органы государственной власти Республики Марий Эл
и государственные организации
в случае, предусмотренном
пунктом 1 части 3 настоящей статьи, обязаны принимать меры
по защите прав и свобод человека
и гражданина, прав и законных интересов общественных объединений и иных не государственных некоммерческих организаций.

 

После слов «Органы государственной власти Республики Марий Эл
и государственные организации» дополнить словами «органы местного самоуправления и муниципальные организации»

6

Пункт 5 статьи 4 проекта закона

5. Предложения, рекомендации
и выводы, содержащиеся
в итоговых документах, подготовленных по результатам общественного контроля, учитываются при оценке эффективности деятельности государственных организаций Республики Марий Эл, иных органов и организаций осуществляющих в соответствии с федеральными законами отдельные публичные полномочия, в случаях, установленных Правительством Республики Марий Эл.

 

После слов «государственных» дополнить словами «муниципальных».

7.

Пункт 6 статьи 4 проекта закона

 

Исключить

8.

Статья 5 Посещение субъектами общественного контроля органов государственной власти Республики Марий Эл, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций

1. Пункты 1 – 6 статьи 5 после слов «государственные организации» дополнить словами «органы местного самоуправления, муниципальные организации» в соответствующем падеже.

2. Пункт 7 статьи 5 исключить.

Статья 5 согласно ее названию призвана регулировать порядок посещения субъектами общественного контроля в том числе органами местного самоуправления и муниципальными организациями. Однако пункты 1-6 проекта закона заявленный порядок не регулируют, а пункт 7 статьи проекта закона передает полномочия в регулировании рассматриваемых правоотношений на уровень местного самоуправления.

Уполномоченный также полагает данную конструкцию нецелесообразной, которая может привести либо к дублированию норм проекта закона в муниципальных нормативных актах, либо к принятию 17 вариантов муниципальных нормативных правовых актов, что нарушит единообразие в данном вопросе на территории республики.

 

9.

Пункт 2 статьи 5 проекта закона

2. В целях обеспечения посещения органов государственной власти Республики Марий Эл и государственных организаций субъект общественного контроля письменно уведомляет о намерении посетить указанные органы и организации для обсуждения итогового документа не позднее чем за 7 рабочих дней до даты посещения.

Пункт 2 статьи 5 дополнить новым абзацем следующего содержания:

«В случае если инициаторами общественной проверки являются Уполномоченный
по правам человека
в Российской Федерации, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, Уполномоченные по правам человека в Республике
Марий Эл, Уполномоченный при Главе Республики
Марий Эл по правам ребенка, Уполномоченный по защите прав предпринимателей Республике Марий Эл сроки уведомления государственных, муниципальных органов власти, государственных, муниципальных организаций, осуществляющие отдельные публичные полномочия определяются отдельными федеральными законами, Указами Президента Российской Федерации, законами Республики Марий Эл, Указами Главы Республики Марий Эл.».

 

 

 


 

 

 

 

П  Р  И  Л  О  Ж  Е  Н  И  Е      10

 

Приложение № 10

 









 



[1] В протоколе Комиссия по профилактике безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 12 г. Йошкар-Олы» ошибочно названа Советом.


[2] Заводенко H.H., Петрухин А.С., Семенов П.А. и др. «Лечение гиперактивности с дефицитом внимания
у детей: оценка эффективности различных методов фармакотерапии». Московский медицинский журнал,
1998 г., с. 19-23.


[3] Заводенко H.H., Петрухин А.С., Соловьев О.И. «Минимальные мозговые дисфункции у детей».
M, 1997 г.



О выявленных нарушениях в загородном  детском образовательном  центре  «Радужный» ГБОУ ДО РМЭ «Дворец творчества детей и молодёжи»            Специалистами Управления Роспотребнадзора по Республике     Марий Эл  пр
14.08.2017 Роспотребнадзор
Председатель товарищества собственников жилья привлечен к административной ответственности за нарушение прав граждан - ПрокуратураПостановлением мирового судьи судебного участка № 11 Йошкар-Олинского судебного района председатель правления ТСЖ «Тройка» признана виновной в совершении административного правонарушения,
14.08.2017 Прокуратура
Верховный Суд Республики Марий Эл подтвердил законность судебного решения по делу о гибели пешехода по вине водителя, допустившего нарушение правил дорожного движения - ПрокуратураВерховный Суд Республики Марий Эл согласился с позицией представителя прокуратуры республики и отклонил апелляционную жалобу адвоката в интересах осужденного на суровость наказания.
14.08.2017 Прокуратура
​ Грантами отмечены 4 проекта некоммерческих организаций региона, которые работают в разных сферах развития гражданского общества.
14.08.2017 Департамент экологической безопасности
Филиал Федеральной кадастровой палаты Росреестра по Республике Марий Эл советует серьезно отнестись к выбору кадастрового инженера, который может подготовить технические и межевые планы, а также акты обследования,
14.08.2017 Администрация Советского района
Заболеваемость энтеровирусной инфекцией в Республике Марий Эл. Профилактика заражения инфекцией   За 7 месяцев текущего года в республике зарегистрировано 39 случаев энтеровирусной инфекции (далее ЭВИ),
14.08.2017 Роспотребнадзор
Закон дает возможность избирателям 10 сентября 2017 года на досрочных выборах Главы Республики Марий Эл принять участие в голосовании не только по месту жительства, но и по месту нахождения на территории нашей республики.
14.08.2017 Газета Волжская Правда
Поддержка местных инициатив Правительством Республики Марий Эл - I-ola.RuВ августе 2017 г. Правительством Республики Марий Эл подведены итоги конкурса проектов и программ развития территорий муниципальных образований по поддержке местных инициатив.
14.08.2017 I-ola.Ru
Перспективы развития образования в Марий Эл обсудят на Августовском форуме - Газета Йошкар-ОлаТема традиционного Августовского форума в Марий Эл в 2017 году – «Современное состояние и перспективы развития региональной системы образования».
14.08.2017 Газета Йошкар-Ола
Йошкар-олинские огнеборцы не дали пламени уничтожить квартиру - МЧС12 августа около 05:00 владелец квартиры, расположенной на 4-м этаже 5-этажного дома по улице 8 Марта в городе Йошкар-Оле, проснулся от сильного запаха дыма.
14.08.2017 МЧС
В Марий Эл глава администрации незаконно продала 3 гектара земли - News.vMariEl.ruМедведевским межрайонным следственным отделом следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Марий Эл завершено расследование уголовного дела в отношении 38-летней бывшей главы админис
14.08.2017 News.vMariEl.ru
Врио главы Марий Эл Александр Евстифеев посетил дом для переселенцев из аварийного жилья - Газета Ваш Новый ДеньФото управление общественных связей и информации главы РМЭ. Руководитель республики побывал в двух квартирах в Медведево и оценил построенное жилье.
14.08.2017 Газета Ваш Новый День
Недостоверная информация на вывеске комиссионного магазина   Специалистами Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл при рассмотрении поступивших из Волжской межрайонной прокуратуры Республики Марий Эл мат
14.08.2017 Роспотребнадзор
НКО Марий Эл выиграли четыре Президентских гранта - Marimedia.RuНазваны победители первого конкурса Президентских грантов 2017 года, Марий Эл вошла в их число.
14.08.2017 Marimedia.Ru
Фото с сайта Президент России. - Марийская правдаМарий Эл вошла в число обладателей грантов Президента Российской Федерации.
14.08.2017 Марийская правда
Президентские гранты получили 4 некоммерческих организации На социальные проекты из Марий Эл выделено больше 2 миллионов рублей.
14.08.2017 Pg12.Ru
О результатах проверки по контролю за выполнением ранее выданного предписания - Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзоруСотрудниками отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл проведена внеплановая выездная проверка по исполнению предписания.
14.08.2017 Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору
О взыскании ущерба, причиненного землям сельскохозяйственного назначения, в Республике Марий Эл - Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзоруУправлением Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл (далее -  Управление) в ходе проведения плановой выездной проверки в отношении муниципального образования «Куженерское городское поселение» в п
14.08.2017 Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору
Перспективы развития системы образования Марий Эл обсудят на Августовском форуме - Газета Ваш Новый ДеньС 15 по 25 августа Минобразования республики проведет традиционный Августовский форум.
14.08.2017 Газета Ваш Новый День
Августовский форум - главное мероприятие в сфере образования республики, ежегодно организуемое и проводимое Министерством образования и науки.
14.08.2017 Минобрнауки
Обстановка с пожарами в республике за неделю - МЧСВ течение прошедшей недели – с 7 по 13 августа – на территории республики зарегистрировано 9 пожаров: 4 случая в Медведевском районе, 2 – в г. Йошкар-Оле, по 1 –в Волжском, Килемарском и Куженерском районах.
14.08.2017 МЧС
Визит главного федерального инспектора  по Республике Марий Эл в Мари-Турекский район - Мари-Турекский Муниципальный район12 августа с рабочим визитом посетил Мари-Турекский район главный федеральный инспектор по Республике Марий Эл Журавлев Петр Николаевич.
14.08.2017 Мари-Турекский Муниципальный район
Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл с 11 августа открывает тематическую «горячую линию» по защите прав потребителей в сфере туризма при реализации туров в Турецкую Республику.
14.08.2017 Газета Волжская Правда
Специалистами Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл при рассмотрении поступивших материалов из прокуратуры г.Йошкар-Олы в отношении ГБПОУ Республики Марий Эл «Йошкар-Олинский строительный техникум» установлено,
14.08.2017 Газета Волжская Правда
Министерство образования и науки Республики Марий Эл объявляет конкурс на замещение вакантной должности «ректор» государственного бюджетного учреждения до​​​полнительного профессионального образования Республики Марий Эл
13.08.2017 Газета Волжская Правда
Специалистами Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл при рассмотрении поступивших материалов из прокуратуры г. Йошкар-Олы в отношении ГБПОУ РМЭ «Йошкар-Олинский технологический колледж» установлено,
13.08.2017 Газета Волжская Правда
Управление Федеральной службы судебных приставов информирует о приемах граждан руководством УФССП России по Республике Марий Эл в августе:
13.08.2017 Газета Волжская Правда
4 августа 2017 года Комитетом ветеринарии Республики Марий Эл было проведено совещание на тему: «Об итогах работы государственной ветеринарной службы Республики Марий Эл за 7 месяцев 2017 года».
13.08.2017 Газета Волжская Правда
Прокуратура Медведевского района (Марий Эл) в ходе проверки соблюдения федерального законодательства выявила нарушения в деятельности территориального Центра предоставления мер социальной поддержки населению.
13.08.2017 Газета Волжская Правда
Медведевским межрайонным следственным отделом следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Республике Марий Эл завершено расследование уголовного дела в отношении 38-летней бывшей главы админис
11.08.2017 Газета Волжская Правда
ООО «Благоустройство» привлечено к административной ответственности   Специалистами отдела санитарного надзора Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл при рассмотрении обращения и проведении администрати
11.08.2017 Роспотребнадзор
«В работе мне нравится всё!» - МЧСПродолжаем рассказывать про лауреатов республиканского этапа фестиваля МЧС России «Созвездие мужества – 2017».
22.10.2017 МЧС
JPG Файл - МВД Республики Марий ЭлВ рамках проводимой в республике профилактической операции «Пешеход» сотрудники ОГИБДД МО МВД России «Козьмодемьянский» проводят беседы на родительских собраниях.
22.10.2017 МВД Республики Марий Эл
JPG Файл - МВД Республики Марий ЭлВ РЭО ГИБДД МО МВД России «Сепнурский» проведена рабочая встреча с руководителями автошкол Советского, Сернурского, Мари-Турекского, Новоторъяльского, Куженерского районов.
22.10.2017 МВД Республики Марий Эл
Сотрудники МРЭО ГИБДД Марий Эл рассказали об изменениях в административные регламенты
В Межрайонном регистрационно-экзаменационном отделе ГИБДД МВД по Республике Марий Эл прошел брифинг, на котором сотрудники МРЭО рассказали о произошедших на днях изменениях, касающихся регистрационно-экзаменационной деятельности.
Газета Волжская Правда
В Краснодаре житель Волжска (Марий Эл) украл у сотрудницы цирка 300 тыс рублей
В сентябре текущего года в дежурную часть отдела полиции Прикубанского округа города Краснодара с заявлением о краже из жилища денежной суммы в размере 300 тысяч рублей обратилась жительница улицы Кубанской в станице Елизаветинской.
Газета Волжская Правда
В одной из гостиниц Казани у женщины украли сумку и кольцо с бриллиантом, причинив ущерб на 3 млн рублей
"В Казани от жительницы Московской области в полицию поступило заявление о краже на сумму около 3 млн рублей.
Газета Волжская Правда
Волжский городской суд рассмотрел уголовное дело в отношении 20-летнего жителя г.Волжска Валерия Т. Он признан виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.2 ст.162 УК РФ (разбой,
22.10.2017 Газета Волжская Правда
Житель Йошкар-Олы «пропил» чужой гараж - Marimedia.RuВ одном из дворов по проспекту Гагарина в Йошкар-Оле похитили металлический гараж.
22.10.2017 Marimedia.Ru
21 октября 2017г. в 14:00(мск) поступило сообщение о пожаре по адресу: г. Йошкар-Ола, ул.
22.10.2017 Газета Волжская Правда
В Марий Эл похититель ограбил 94-летнюю пенсионерку - Газета Йошкар-Ола
В Марий Эл похититель ограбил 94-летнюю пенсионерку
В Волжске злоумышленник не постыдился преклонного возраста своей жертвы и буквально из рук вырвал у нее внушительную сумму денег.
Газета Йошкар-Ола
В Звениговский районе (Марий Эл) в результате пожара поврежден жилой дом, есть пострадавшие
В 00.10 (мск) 22 октября 2017 года в ОДС ФКУ «ЦУКС ГУ МЧС России по Республике Марий Эл» поступило сообщение о пожаре в частном жилом доме по адресу: Звениговский район, д. Иванбеляк.
Газета Волжская Правда
Пожар в Медведевском районе (Марий Эл) в СНТ «Лесная сказка»
21 октября 2017г. в 19:39 (мск) поступило сообщение о пожаре по адресу: Медведевский район, СНТ «Лесная сказка».
Газета Волжская Правда
Выставка проводится в преддверии Дня сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации.
22.10.2017 Газета Волжская Правда
В этом году Национальная библиотека имени С. Г. Чавайна отмечает 140 лет со дня основания (1877 г.).
22.10.2017 Газета Волжская Правда
На пожаре в Йошкар-Оле спасен мужчина - МЧС19 октября в Йошкар-Оле произошел пожар в нежилом одноэтажном деревянном доме, расположенном в переулке Первомайский.
20.10.2017 МЧС
«Любовь» в Марийском национальном театре: стоит ли слушать голос сердца - Газета Ваш Новый День
«Любовь» в Марийском национальном театре: стоит ли слушать голос сердца
Фото Марийского национального театра драмы им. Шкетана. Йошкар-олинские пасмурные дни навевают грусть.
Газета Ваш Новый День
В Национальной библиотеке имени С.Г. Чавайна завершается реализация проекта «Наследники русских героев»
На протяжении нескольких месяцев в Национальной библиотеке имени С.Г. Чавайна проходили мероприятия в рамках проекта «Наследники русских героев».
Газета Волжская Правда
Международный фестиваль-конкурс русской культуры пройдет в Марий Эл с 27 ноября по 30 ноября
С целью сохранения и развития в современных условиях культурного и духовного наследия русского и славянского народов Республиканский центр русской культуры проводит Международный фестиваль-конкурс русской культуры «Корня
Газета Волжская Правда
В спасательном ведомстве отметили 80-летний юбилей пожарно-прикладного спорта - МЧСППС - служебно-прикладной вид спорта, заключающийся в выполнении комплексов разнообразных приёмов, применяемых в практике тушения пожаров.
21.10.2017 МЧС
JPG Файл - МВД Республики Марий ЭлЗа 20 октября 2017 года в Республике Марий Эл было зарегистрировано одно ДТП с пострадавшими.
21.10.2017 МВД Республики Марий Эл
Национальная сборная России заняла первое место в общекомандном зачете чемпионата мира по профессиональному мастерству WorldSkills Abu Dhabi 2017.
22.10.2017 Газета Волжская Правда
Регбисты из Марий Эл стали лучшими в Поволжье - Газета Ваш Новый День
Регбисты из Марий Эл стали лучшими в Поволжье
Команда «Красный город» стала чемпионом первенства Федеральной регбийной лиги в дивизионе Поволжье и серебряным призером финала.
Газета Ваш Новый День
На дорогах Марий Эл 20 октября зарегистрировано одно ДТП с пострадавшими, задержано 9 нетрезвых водителей
За 20 октября 2017 года в Республике Марий Эл было зарегистрировано одно ДТП с пострадавшими.
Газета Волжская Правда
В спасательном ведомстве отметили 80-летний юбилей пожарно-прикладного спорта
ППС - служебно-прикладной вид спорта, заключающийся в выполнении комплексов разнообразных приёмов, применяемых в практике тушения пожаров.
Газета Волжская Правда
В ПГТУ состоялся День открытых дверей - ПГТУ22 октября во вселенной Волгатеха побывали школьники из Йошкар-Олы, районов республики и соседних регионов.
22.10.2017 ПГТУ
На пожаре в Йошкар-Оле спасен мужчина - МЧС19 октября в Йошкар-Оле произошел пожар в нежилом одноэтажном деревянном доме, расположенном в переулке Первомайский.
20.10.2017 МЧС
В Йошкар-Оле появились новые дорожные знаки - Газета Йошкар-ОлаТеперь для разгрузки дорог в час-пик на улицах столицы появились новые знаки.
22.10.2017 Газета Йошкар-Ола
С 16 по 22 октября в Республике Марий Эл проводится профилактическая операция «Пешеход».
22.10.2017 Газета Волжская Правда
С 1 января 2018 года изменится минимальная заработная плата для работников организаций внебюджетной сферы - I-ola.RuС 1 января 2018 года установлена минимальная заработная плата для работников организаций внебюджетной сферы, расположенных на территории Республики Марий Эл, в размере 10 047 рублей.
20.10.2017 I-ola.Ru