Ежегодно 26 мая отмечается День российского предпринимательства. Предпринимательство является важным элементом развития рыночной экономики, поэтому государством применяются различные меры правового, экономического и политического характера, направленные на создание позитивных условий для развития предпринимательства, учитывающие интересы субъектов экономической деятельности и всех структур государства.
Система государственной поддержки предпринимательства сложный и многогранный процесс. Управление Роспотребнадзора по Республике Марий Эл, являясь федеральным органом исполнительной власти, реализует комплекс мероприятий, направленных на снижение административного давления на бизнес, гарантирующих соблюдение законности и равноправия представителей бизнеса в отношениях с органами власти.
Сокращение административной нагрузки на бизнес
Снижение административной нагрузки при осуществлении контрольно-надзорной деятельности, повышение результативности и эффективности осуществляемого надзора предусмотрены в рамках реализации плана мероприятий ("дорожной карты") по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации на 2016 - 2017 годы, утвержденного распоряжением Правительством Российской Федерации от 1 апреля 2016 г. N 559-р. Достижение поставленных целей обеспечивается за счет реализации следующих мер:
1. Обеспечение 3-летнего моратория на проведение плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства.
Федеральнымзакономот26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» введензапретнапроведениев 2016-2018 годах плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства.Указанный мораторий не касается тех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые были подвергнуты административному наказанию за совершение грубого нарушения, дисквалифицированы, лишены лицензии или деятельность которых приостановлена.
Кроме того, в обычном режиме проверяются юридические лица и предприниматели, работающие в области здравоохранения, образования, теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения, в социальной сфере.
С введением моратория на проверки субъектов малого предпринимательства в Управлении отмечается уменьшение почти в 2 раза количества запланированных проверок на 2016 и 2017 годы.
2. Формирование и ведение единого реестра проверок, предусмотренного статьей 13.3 Федерального закона N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
Единый реестр проверок является федеральной государственной информационной системой, расположенной по адресу в сети Интернет: http://proverki.gov.ru .
Цель создания данного информационного ресурса - обеспечение учета проводимых проверок, а также их результатовпри осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.Информация о проведенных мероприятиях по контролюЕдиного реестра проверок является общедоступной для граждан, общества и бизнеса.
Оператором Единого реестра проверок является Генеральная прокуратура Российской Федерации, которая обеспечивает размещение на указанном сайте информации из Реестра. Непосредственно вводом информации занимаются сами проверяющие органы.
Правила формирования и ведения Единого реестра проверок установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 28 апреля 2015 года №415 «О Правилах формирования и ведения единого реестра проверок».
Информация о проверках, проводимых Управлением Роспотребнадзора по Республике Марий Эл, вносится с 01 июля 2015 года.
3. Применение с 01 января 2017 года риск-ориентированного подхода при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля.
Риск-ориентированный подход - это метод осуществления контроля, при котором выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя или используемых при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу опасности.
Дифференцированный подход к проведению контрольных мероприятий в зависимости от степени риска причинения хозяйствующими субъектами вреда охраняемым законом ценностям позволяет отказаться от всеобъемлющего контроля всех хозяйствующих субъектов: надзору подлежат только объекты, представляющие непосредственную угрозу причинения вреда охраняемым законом ценностям, а отдельные категории объектов с низким уровнем риска освобождаются от планового контроля.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 17 августа 2016 г. N 806 «О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»с 01 января 2017 года риск-ориентированный надзор применяется при осуществлениифедерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора при осуществлении плановых проверок.
Следствием применения риск-ориентированного подхода в контрольно-надзорной деятельности Управления явилось сокращение количества проведенных плановых проверок.
4. Введение запрета требовать при проведении проверки предоставления документов, которые могут быть получены контрольно-надзорными органами от других органов власти в рамках межведомственного информационного взаимодействия. С 2011 года в Управлении действует система межведомственного электронного взаимодействия.
5. Осуществление органами государственного контроля мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований вцелях предупреждения нарушений юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований
Статья 8.2. Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ, вступившая в силу с 01 января 2017 года, изменяет базовый подход к осуществлению мероприятий по контролю (надзору) и закрепляет приоритет прекращения нарушения обязательных требований и их последствий над применением мер ответственности для подконтрольных субъектов за допущенные нарушения, что поможет снизить административную нагрузку на бизнес и сконцентрироваться на профилактике правонарушений.
В целях предупреждения нарушения обязательных требований Управлением проводятся следующие мероприятия:
В целях снижения издержек малых и средних предприятий законодательной властью РФ установлены особые условия применения мер административной ответственности в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства: ст. 4.1.1 КоАП РФ установлен порядок замены административного штрафа на предупреждение при условии, что правонарушение выявлено впервые и не нанесло вред здоровью людей, окружающей среде. Управлением данная мера применяется с 03.07.2016 года.
Также в целях повышения качества и доступности государственных услуг, сокращения административных барьеров и избыточного государственного регулирования Роспотребнадзором в значительной степени оптимизирована разрешительная деятельность.
С 2010 года отменена выдача санитарно-эпидемиологических заключений на все виды продукции. Более чем в 4 раза сокращен перечень видов продукции, подлежащей государственной регистрации, в 7 раз сократилось количество выдаваемых свидетельств о государственной регистрации продукции, в 2 раза уменьшен перечень документов представляемых для государственной регистрации, более чем в 3 раза сокращены сроки проведения процедур государственной регистрации продукции.
Прием уведомлений о начале осуществления предпринимательской деятельности ведется,в том числе,в электронном виде, что значительно упрощает процедуру подачи уведомлений.
Каждый получатель государственной услуги может оставить отзыв о качестве полученной услуги на официальном сайте Управления, как в разделе «Государственные услуги\опрос получателя государственной услуги», так и через виджет «Оставьте отзыв».
Повышение уровня открытости деятельности Управления, организация взаимодействия с бизнес-сообществом
Особое внимание Управление уделяет обеспечению прозрачности своей деятельности по организации, проведению проверок и информированию хозяйствующих субъектов о результатах мероприятий по контролю, о предоставлении государственных услуг.
Годовые планы проверок размещаются на сайте Управления. В еженедельном режиме на сайте Управления размещается информация о результатах проверок.
С апреля 2007 года осуществляет свою работу Общественная приемная Управления, обратиться за консультациями в которую могут не только граждане, но и предприниматели.
В целях активного взаимодействия Управлением заключены соглашения с Марийским Республиканским отделением Общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства «Опора Росси», Региональным отделением по Республике Марий Эл МООО «Ассоциация молодых предпринимателей», уполномоченным по защите прав предпринимателей в Республике Марий Эл, главной целью которых является обеспечение прозрачности и информационной открытости деятельности Управления.
Представители бизнес-сообщества, руководители и представители общественных организаций, уполномоченный по правам предпринимателей входят в состав совещательных органов Управления: Консультативный совет по защите прав потребителей, что обеспечивает публичное обсуждение и принятие общественно значимых решений; Общественный совет, затрагивающий интересы малого и среднего предпринимательства.
Дважды в год,в марте и сентябре,Управлением проводится акция «День открытых дверей для предпринимателей», в рамках которой представители предпринимательскогосообщества могут проконсультироваться по актуальным вопросам осуществления контрольно-надзорной деятельности и оказания госуслуг.
С января 2016 года Роспотребнадзором создан государственный информационный ресурс по защите прав потребителей – ГИС ЗПП (http://zpp.rospotrebnadzor.ru). Основной целью создания данного ресурса является реализация прав потребителей на защиту их прав. Но для бизнес-сообщества он тоже будет полезен. В открытом доступе можно просматривать и знакомиться в разделе «Судебная практика» с решениями судов по различным видам деятельности, вынесенных судами, как по Республике Марий Эл, так и в целом по Российской Федерации. Также размещен перечень выявленной фальсифицированной продукции, не соответствующей обязательным требованиям. Также есть раздел «Виртуальная приемная», в которой размещены ответы на вопросы потребителей, с разъяснением их прав.
Управление большое внимание уделяет вопросам профилактики коррупции при осуществлении надзора. Для обеспечения действенных мер в борьбе с коррупционными проявлениями представители юридических лиц, индивидуальные предприниматели и граждане, сталкивающихся с коррупционными проявлениями или владеющих фактами о коррупции среди должностных лиц Управления, могут оставить свои письменные обращения по данному вопросу в почтовом ящике, расположенном в проходной при входе в Управление по адресу: г. Йошкар-Ола, ул. Машиностроителей, д. 121, позвонив по «телефону доверия» – 8 (8362) 55-36-76, либо изложить суть проблемы на личном приёме у руководителя Управления ежемесячно в первую и четвёртую среду с 15 до 17 часов.
В целом,деятельность Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл с представителями предпринимательства строится на уровне конструктивного диалога, с соблюдением требований законодательства РФ, в условиях обеспечения прозрачности своей деятельности, в активном взаимодействии с представителями общественных организаций, бизнес-сообщества при подготовке документов и принятии значимых решений.