Театральная «оттепель»

НЕСМОТРЯ НА ОТСУТСТВИЕ ГЛАВНОГО РЕЖИССЕРА, СЕГОДНЯ У АКАДЕМИЧЕСКОГО РУССКОГО ТЕАТРА ДРАМЫ, ОТМЕТИВШЕГО НА ДНЯХ СВОЕ 75-ЛЕТИЕ, ЕСТЬ ОДНО БЕССПОРНОЕ ДОСТОИНСТВО

Что означает 75-летний рубеж для такого учреждения, как театр? Ответ заставляет пофилосоствовать.

Этот юбилей, называемый коронным, наводит на мысль: у театра закончилась живая история. В том смысле, что уже не найти тех, кто мог бы - перефразируем Макаревича - «вспомнить, как все начиналось». На серебряную дату таковых собралась бы целая компания. На юбилей золотой тоже отыщутся старожилы-первопроходцы. А вот на 75-летие, как правило, уже никого. В 2005 году наша газета публиковала статью о Вере Привалихиной - актрисе, которая служила в Русском театре Йошкар-Олы с момента его создания в 1937 году. Приют туманной старости Вера Николаевна нашла в пансионате Санкт-Петербурга. Нынче ей, последней из могикан, исполнилось бы 97 лет...

Живые воспоминания неизбежно переходят в музейную вечность. Благо, музей в нашей Русской драме есть, и музей замечательный. Настоящее сокровище - стенды, что длинной вереницей висят в фойе на стене балконной галереи. На каждом стенде материалы, отражающие наиболее яркие события в театре за один сезон, иногда за два или три, начиная с 1937 года. Фотографии спектаклей и актеров, программки, афиши, газетные вырезки... Уникальная информация для театральных историков. Видеоряд, хранящий ауру давно минувших лет.

Правда, вереница стендов заканчивается 1998 годом. Продолжения нет, хотя с тех пор утекло много воды. Видимо, театру, загруженному текущими заботами, пока не до летописей.

Раньше, с середины 80-х, Русский драмтеатр возвышался над неосвоенной набережной, словно корабль над водной пустыней. По тем временам это было одно из самых красивых зданий в городе. Строили его к 400-летию Йошкар-Олы, история строительства почти детективная. «Й» писала и об этом в интервью с архитектором Галицким.

«В те годы в СССР фактически запрещалось строить театры, - рассказывал Анатолий Игнатович. - Это считалось непозволительной роскошью. Мол, театр вроде как для интеллигенции, а культурно развивать надо рабочих, для которых нужны дворцы культуры. Но в Йошкар-Оле под одной крышей теснились три театральных коллектива. И мы запросили у Москвы денег под ДК, а сами запроектировали театр. Разумеется, с соблюдением конспирации, на всех чертежах писали: «Дом культуры». Потом здание Русского театра выдвинули на Госпремию. Мы подготовили все бумаги, я поехал в Москву, а там спрашивают: «Почему в акте приемки фигурирует не театр, а Дом культуры?» Я объясняю, что так, мол, получилось. «Нет, - говорят. - Так не пойдет. Вы народ обманули». И не дали премии».

Сегодня облик набережной Кокшаги кардинально изменился. Сообразно этому и здание театра получило новую, более фешенебельную экипировку: снаружи мраморная облицовка (из-за которой театр по-доброму прозвали «малахитовой шкатулкой»), внутри евроремонт. Все правильно, время диктует новые стандарты качества. Из старой эпохи в театральном фойе - лишь самое святое: музейные стенды и бюст Георгия Константинова.

Человек, чье имя носит театр, для большинства сегодняшних зрителей не более чем легенда. Наверное, так и должно быть. Его спектакли помнят лишь театралы с солидным стажем. Сравнивать с тем, что сейчас, смысла нет: совсем другие времена, все другое. Впрочем, при желании с легендой можно познакомиться поближе. Есть книга мемуаров Георгия Константинова «Записки провинциального режиссера» - во времена МАРТовских фестивалей непременный презент гостям театра и города, а ныне библиотечный раритет.

Возглавлять театр тридцать лет - это, конечно, феномен. Стабильность, поступательное развитие - все замечательно. Но самое главное - ставил спектакли не один Георгий Викторович. Были и очередные режиссеры, и приглашенные. Для нашей Русской драмы, которая одна на всю республику, такой плюрализм - условие необходимое. После ухода Георгия Константинова из жизни театр пережил три режиссерских монополии. И во всех случаях применима фраза из Шолом-Алейхема: «Конец нехороший».


Конечно, все три случая - разные. Владислав Константинов, сын и преемник Георгия Викторовича, как режиссер был фигурой даже более яркой и креативной, чем его знаменитый отец. Тем трагичнее воспринималась ситуация, когда на сцене рождаются талантливые «полотна», а репертуар удручающе маленький. Конечно, мал золотник, да дорог, но проза театральной жизни требует бесперебойной работы при любых обстоятельствах...

В итоге опрометчиво позвали править бал варяга, который, как говорил в интервью «Й» заслуженный артист РФ Станислав Снеговской, «поставил в Йошкар-Оле за 4 года 21 спектакль, из них более-менее состоялись, наверное, три или четыре. Будь это спектакли высокого художественного уровня, театр после Салеса мог бы жить на них лет семь...» А так - практически все они быстро сошли на нет, и театр, по сути, остался у разбитого корыта.

Недолго пробыл у руля и следующий пришелец, Юрий Ильин, после чего театр вообще остался без главного режиссера. Ставят приглашенные, среди которых уже обозначились свои люди, и, судя по спектаклям, люди талантливые. Как сказал директор театра Сергей Московцев, «рано или поздно среди режиссеров, которых мы приглашаем на постановки, встретится тот, кто сможет возглавить театр. Но возврата к той системе, когда один главреж диктует свои условия и единолично ведет театр, не будет».

На сегодня это и есть, при всех проблемах театра, его главный плюс - творческая свобода, возможность актерского самовыражения, возможность для зрителей увидеть разные режиссерские стили и подходы. Такая «оттепель» тоже дорогого стоит, и, видимо, пришло время театру ее вкусить.

О проблемах же в статье, посвященной юбилею, говорить не хочется, хотя ситуация со средним поколением, на котором обычно держится репертуар, в труппе весьма тревожная: есть стар, есть млад, а между ними воздух - такая вот грустная метафора, без обид. Вспомним, однако, «Пятнадцатилетнего капитана»: опытных моряков не стало, на их место заступил способный и самоотверженный юнга. Что ж, пусть вчерашние выпускники театрального колледжа дебютируют в ключевых ролях - значит, так надо. Тут, как говорится, не было бы счастья. А благодарный зритель в долгу не останется. Тот самый зритель, что любит театр и в болезни, и в здравии.

Вот что сказал в связи с юбилеем Русской драмы Сергей Лялин, лидер профкома студентов МарГТУ, театрал с многолетним стажем: «В 84-м году мы, студенты, помогали строить этот театр, это здание. Мы строили крыльцо, ступеньки и работали совершенно бесплатно - была в то время у студенчества хорошая традиция выходить на субботники. А потом 7 мая 87-го года мы организовали первую встречу студентов нашего лесоинженерного факультета Политеха с актерами - Василием Ельским и Евгением Коротаевым. С тех пор началась наша дружба с театром - дружба, которая длится уже не одно поколение актеров. Мы и Лялинскую премию учредили именно для артистов, и Русского театра в том числе… Пока в театре есть люди, которые хранят традиции, театр не умрет. А они есть. И еще есть сейчас молодые ребята, которые пришли работать в театр с горящими глазами, и дай Бог, чтобы их горение нашло отклик и чтобы со временем из них выросли большие мастера. Дай Бог, чтобы они остались здесь. Ведь именно в провинции театр ближе всего к народу. Вот и наш Русский театр всегда будет востребован, и люди всегда будут приходить сюда, чтобы и посмеяться, и поплакать, и выйти отсюда просветленными».

Виктор ПАШКИН

Автор выражает благодарность завлиту театра Анне Камаевой за помощь в подготовке материала.

 
По теме
Служители театрального искусства Марий Эл сегодня отмечают профессиональный праздник - Marimedia.Ru Зампредседателя Правительства Марий Эл — министр культуры, печати и по делам национальностей Константин Иванов поздравил работников театра с их праздником, который отмечается сегодня.
Marimedia.Ru
Семейные выходные в музее (0+) - Управление культуры Музей истории города Йошкар-Олы 30 марта в 11.00 приглашаем детей и их родителей на программу "Знакомые незнакомцы".
Управление культуры