У чавайновской "Пасеки" юбилей

Не так давно, 17 октября, во второй "рабочий" день фестиваля марийской драматургии, проходившего в Национальном театре имени М.Шкетана, актеры играли драму Сергея Чавайна "Пасека". Среди шести пьес, включенных в программу театрального праздника, "Пасека" - долгожительница, она "живет" на сцене уже 85 лет.
На фото: Дед Корий - О. Кузьминых, Клавий - А. Егошина. 2007 г.

Но ей не повезло в том, что до сих пор не была установлена точная дата первой постановки. Исследователи истории марийского театра, кандидаты филологических наук Мария Георгина и Наталия Кульбаева указывают в своих работах, что герои этой драмы впервые появились на сцене в январе 1928 года (без указания конкретного числа).
Но в том январе премьеры быть не могло. И вот почему. Зимой и весной 1928-го Чавайн еще работал над пьесой, и рукопись окончательно была подготовлена им лишь в первые дни мая. Дату завершения работы автор указал при первой публикации своего нового произведения в журнале "У вий" за тот год: "Йошкар-Ола, 5 мая 1928 года". Это во-первых. Во-вторых, драма "Пасека" ставилась как учебный спектакль студийцев - учащихся марийской студии театрального искусства, которая начала свою работу в октябре 1927 года. В ней готовились стать профессиональными артистами как бывшие актеры Марийского передвижного театра, так и любители сцены, прибывшие из разных районов МАО. Перед тем, как начать репетировать сложный драматургический материал Чавайна, учащимся нужно было еще освоить азы сценического искусства.
Иначе говоря, к январю 1928-го они никак не могли подготовить спектакль.
Работа над ним началась, скорее всего, весной. К середине осени все было почти готово, и директор театра Иван Ибраев 16 октября со страниц газеты "Марийская деревня" (нынешняя "Марийская правда") сообщил:
"Учебный год студии сейчас подытоживается, и 20 октября студией будет поставлен спектакль на марийском языке "Мукш отар" ("Пчелиная роща") писателя и драматурга С.Г.Чавайна. После постановки этой пьесы состоится собрание, на котором в присутствии работников искусств и культработников г.Йошкар-Ола будут обсуждены достижения и недостатки студии".
Так и случилось: спектакль показали в назначенный день, а 24 октября прошло его обсуждение. Об этом читателям "Марийской деревни" рассказал один из авторов газеты, скрывшийся под псевдонимом Эмде:
"В среду, 24 октября, в Маргостеатре состоялось собрание представителей марийской советской общественности совместно со студийцами и преподавательским составом.
По вопросу о годовой работе, в частности, постановки пьесы "Мукш отар" (доклад тов. Календера) выступил ряд товарищей, отметивших бесспорность достижений студии... После обстоятельного обмена мнениями нашли, что в постановке "Мукш отар" были допущены некоторые ошибки сценического характера, но в общем студия идет вперед, упорно работая над созданием квалифицированной марийской драматической труппы.
Для постоянного живого контакта между студийцами и публикой, а также для решения вопросов марийского репертуара решено в дальнейшем устраивать такие собрания систематически".
Эти публикации "Марийской деревни" весьма точно указывают: музыкальная драма С.Чавайна "Пасека" впервые увидела свет рампы 85 лет назад - 20 октября 1928 года.
Почти через два года, в июле 1930-го, труппа театра с двумя спектаклями по пьесам С.Г.Чавайна - "Пасека" и "Живая вода" - участвовала в I Всесоюзной олимпиаде театров и искусства народов СССР в Москве. Эти работы были отмечены дипломом первой степени. В заключении жюри олимпиады записано, что "Государственный театр Марийской автономной области представляет собой явление исключительного значения... Основной задачей, стоящей перед театром, является энергичная борьба за создание своих кадров, за подготовку своей национальной пролетарской драматургии, режиссуры, художников и музыкантов".
Но сценическая судьба драмы складывалась не всегда благополучно. Постановка 1934 года режиссера Тамары Бакрадзе была раскритикована, даже названа реакционной. В ходе репетиций драматург по совету режиссера дополнил пьесу новыми сценами, даже ввел новых героев. Автор одной из рецензий на этот спектакль выступил против подобных исправлений и дополнений, он призвал оставить драму в таком виде, "в каком она шла с успехом до переделки, как высокохудожественное произведение марийской литературы, отражающее известный период литературного развития мари".
Возвращения пьесы на сцену в ее первоначальном виде ждать пришлось очень долго. Вскоре начались репрессии, Сергея Григорьевича в числе многих других арестовали, а затем расстреляли. Через почти 20 лет, в июне 1956-го, он был реабилитирован, а ровно через три месяца после этого Маргостеатр пригласил зрителей на открытие нового сезона - спектакль "Пасека". Кстати, это была первая самостоятельная режиссерская работа выпускника ГИТИСа Сергея Иванова, поставившего затем чавайновские "Акпатыр", "Живую воду", "Марийскую роту" и "Элнет", а также первую марийскую оперу, созданную по мотивам драмы "Акпатыр".
Возвращение в театр замечательных пьес Чавайна было встречено как важное событие в культурной жизни республики. "Трудно найти слова, которыми можно было бы выразить радость, вызванную работой над пьесой С.Г.Чавайна "Пасека", пьесой, в которой я играла еще в тридцатых годах, - писала в "Марийской правде" народная артистка МАССР Анастасия Страусова. - Вспоминаются годы совместной работы с Сергеем Григорьевичем, нашим хорошим товарищем и талантливым драматургом".
В 1972 году Сергей Иванов вновь обратился к "Пасеке". Затем ее ставили режиссеры Олег Иркабаев (1988) и Алексей Ямаев (2007). В программу нынешнего фестиваля марийской драматургии вошла работа последнего. Все актеры играли интересно и вдохновенно. Разве могло быть по-другому, ведь шел смотр достижений национальной драматургии и театра! Жаль, они не знали, что их выступление почти совпало - разница всего в три дня - с 85-летием первой постановки драмы "Пасека", которую тогда, в далекие 1920-е годы, в русском варианте называли немного по-другому - "Пчелиная роща".
 
(г.Йошкар-Ола).

Автор:  Гельсий Зайниев.
 
По теме
Неисправный холодильник стал причиной пожара в Йошкар-Оле - Газета Ваш Новый День Фото ГУ МЧС России по Марий Эл В среду поздно вечером горожане заметили клубы дыма, исходящие из балкона квартиры, расположенной на верхнем этаже девятиэтажного дома на Воскресенском проспекте.
Газета Ваш Новый День
Малярия: характеристика и профилактика 29.03.2024 г. Малярия относится к группе паразитарных заболеваний человека, возбудителями которых выступают различные виды малярийного плазмодия,
Роспотребнадзор
Советы путешественникам, выезжающим за рубеж 28.03.2024 г. В странах Евразии, Африки, Южной Америки, Океании с экваториально-тропическим климатом широко распространены инфекционные и паразитарные заболевания,
Роспотребнадзор
фото - Marimedia.Ru В Марий Эл приехала команда тревел-шоу Первого канала «Поехали!». Накануне ведущих Марию Осадник и Евгения Покровского, которые колесят по всей России за рулём своего авто, можно было увидеть на набережной Йошкар-Олы.
Marimedia.Ru