Гигиенические требования к организации работы на персональных электронно-вычислительных машинах (ПЭВМ) и электронных средствах (ЭС) для обучающихся в общеобразовательных учреждениях

Гигиенические требования к организации работы на персональных электронно-вычислительных машинах (ПЭВМ) и электронных средствах (ЭС) для обучающихся в общеобразовательных учреждениях

 

Наши дети живут в компьютеризированном обществе. По данным социологических исследований в России насчитывается порядка более 10 млн. пользователей компьютера в возрасте до 14 лет. Использование ПЭВМ позволяет увеличить объем получаемой информации, индивидуализировать обучение, вызывает познавательный интерес, обеспечивает возможность дистанционного обучения.

В то же время вызывает интенсификацию интеллектуальной деятельности и, как следствие, увеличение нервной и зрительной нагрузки, психоэмоциональный и зрительный дискомфорт.

Можно выделить следующие факторы, влияющие на пользователя электронных средств (ЭС):

  • факторы, связанные с изменением качества окружающей среды в результате работы ЭС (ионизация воздуха и повышение его температуры, снижение относительной влажности, и, как следствие, появление значимого статического электричества на окружающих предметах;
  • факторы, возникающие при работе самих ЭС (электромагнитное, тепловое, радиационное излучения);
  • факторы, связанные с качеством видиотерминала ЭС (яркость, четкость, контрастность, пульсация яркости, блесткость экрана, минимальный размер точки и т.д.;
  • факторы, обусловленные особенностями работы на ЭС (статическая поза, зрительное напряжение, рассматривание предметов и различных деталей на фоне светящегося экрана с пульсирующей яркостью, характер выполняемой работы).
  • Влияние работы на электронных средствах на здоровье и функциональное состояние детей:

  • возможны неблагоприятные реакции ЦНС и зрительного анализатора (пелена перед глазами, неясные очертания предмета, ощущение усталости глаз, дискомфорт и боль); тревоги, раздражительности, подавленности, нарушения сна, перенапряжение нервно-мышечного аппарата рук.
  • СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным электронно-вычислительным машинам и организации работы» регламентируют требования направленные на предотвращение неблагоприятного влияния на здоровье человека вредных факторов среды и организации работы при работе с ПЭВМ.

    Помещения для эксплуатации ПЭВМ должны иметь естественное и искусственное освещение, оборудованы защитным заземлением. Не допускается размещение мест пользователей ПЭВМ во всех образовательных и культурно-развлекательных учреждениях для детей и подростков в цокольных и подвальных помещениях.

    Площадь на одно рабочее место пользователей ПЭВМ на базе электронно-лучевой трубки должна составлять не менее 6 кв.м, на базе плоских дискретных экранов – 4,5 кв.м. В помещениях, оборудованных ПЭВМ, проводится ежедневная влажная уборка и систематическое проветривание после каждого часа работы.

    В качестве источников света при искусственном освещении следует применять преимущественно люминесцентные лампы белого света (ЛБ), освещённость поверхности экрана не должна быть более 300 лк, зоны рабочего документа 300-500 лк. Для обеспечения необходимых уровней освещённости проводится своевременная замена перегоревших ламп, чистка стёкол оконных рам и светильников проводится не реже двух раз в год.

    Экран видеомонитора должен находиться от глаз пользователя на расстоянии 600-700 мм, но не ближе 500 мм, линия взора должна быть перпендикулярна центру экрана.

    Рекомендуемая непрерывная длительность работы, связанной с фиксацией взора на экране ВДТ, не должна превышать:

  • для обучающихся в 1-4 классах – 15 минут;
  • в 5-7 классах – 20 минут;
  • в 8-11 классах – 25 минут.
  • При проведении плановых мероприятий по контролю в 2016 г., Упрвлением Роспотребнадзора были проведены проверки соблюдения гигиенических требований к организации работы на персональных электронно-вычислительных машинах в 142 образовательных организациях, проведено 3699 исследований, 74 исследования не соответствовали гигиеническим требованиям, что составляет 2% (в 2015 г. – 2,9%, в 2014 г. – 3,1%). Материалы дел по 4 образовательным организациям переданы для рассмотрения в суды, решением судов деятельность компьютерных классов была приостановлена на 90 суток (в 3 школах Горномарийского и 1 школе в Сернурского районов).

    Родители часто задают вопрос: опасны ли для ребёнка ноутбук и интерактивная доска?

    Ноутбук (НБ) – жёсткое совмещение монитора и клавиатуры ноутбука не позволяют школьникам соблюдать безопасную зрительную дистанцию.

    Из-за невозможности произвольно перемещать клавиатуру ноутбука (НБ) у большинства школьников начальных классов затруднена возможность соблюдать физиологически оптимальную рабочую позу, увеличивается риск развития нарушений не только зрения, но и костно-мышечной системы, что делает использование НБ в учебном процессе этой возрастной группы гигиенически нецелесообразным.

    Интерактивная доска (НБ)?

    По мнению учителей и учащихся, урок с ИД становится более интересным, понятным, наглядным. В то же время около 10,0% школьников несколько больше уставали после уроков с ИД, чем после традиционных уроков. У детей устают глаза, шея, спина, отмечаются головные боли. Почти трети (33,9%) школьников мешал яркий свет от доски или проектора (особенно детям, носящим очки); появляется чувство дискомфорта.

    Наши дети живут в компьютеризированном обществе. Поэтому их необходимо обучать не только азам компьютерной грамоты, но правилам безопасного общения с ним: а это – прежде всего, чередовать работу за компьютером с выполнением несложных упражнений, направленных на снятие утомления, профилактику близорукости.

    СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03 «Гигиенические требования к персональным элктронно-вычислительным машинам и организации работы» рекомендует очень важные комплексы профилактических мероприятий, которые должен знать и выполнять каждый школьник.



     
    По теме
    Прокуратурой Медведевского района Республики Марий Эл подведены итоги практики надзора за соблюдением законодательства о противодействии терроризму и экстремизму в I полугодии 2018 года.
    14.07.2018
     
     
    Редактор отдела газеты «Волжская правда» Ольга Тарбушкина за активную гражданскую позицию и объективный анализ проблем регионального здравоохранения и за очерк «Болезненная тема или Квест на выжидание» удостоена третьего
    13.07.2018
    Печальная статистика утонувших в Марий Эл пополнилась новой жертвой. Сегодня в оперативную дежурную смену Центра управления в кризисных ситуациях ГУ МЧС России по Республике Марий Эл поступило сообщение,
    13.07.2018 Газета Волжская Правда
    фото - Marimedia.Ru В одиннадцатый раз на территории Ардинского сельского поселения Килемарского района у подножья древнего городища прошёл фольклорно-этнографический праздник «Земля предков».
    15.07.2018 Marimedia.Ru
    Куда пойти в Йошкар-Оле на выходные? - Газета Ваш Новый День Фото Павла Старикова. Наконец-то пятница! Ответим на вопрос йошкаролинцев: «Где отдохнуть в выходные в марийской столице?» .
    13.07.2018 Газета Ваш Новый День
    В минувшую субботу завершился Всероссийский слет марийской молодежи. X слет собрал представителей разных областей и республик со всей России.
    12.07.2018 Газета Край Сернурский
    С 12 по 15 июля Региональная общественная организация Республики Марий Эл «Общество межкультурных связей «ВийАр» («Мудрость») в деревне Шоруньжа Моркинского района проведёт очередной Лагерь-семинар «Унчоfest».
    12.07.2018 Газета Волжская Правда
    Чтобы летние каникулы прошли без происшествий - МЧС В разгаре летние каникулы – самые длинные и самые интересные в году. Чтобы радость от отдыха не была омрачена неприятными происшествиями, родителям следует напомнить детям основные правила безопасного поведения в летний период.
    15.07.2018 МЧС
    Воздушные шары украсили йошкар-олинское небо - Газета Ваш Новый День Фото Павла Старикова. Вечером 14 июля жители Йошкар-Олы ходили по улицам города, не отрывая взгляда от неба, ведь над столицей республики летали одновременно сразу 7 воздушных шаров!
    15.07.2018 Газета Ваш Новый День