В среду, 15 марта, в Управлении Роспотребнадзора по Республике Марий Эл состоялась пресс-конференция, посвященная Всемирному дню прав потребителей. Девиз Дня определяется Международной организацией по защите потребителей (CI) и в этом году девиз звучит так: «Потребительские права в цифровую эпоху» («Consumer Rights in the Digital Age»).
Традиционно пресс-конференция началась со слова руководителя Управления Роспотребнадзора по Республике Марий Эл Светланы Булатовой. Светлана Ильгизовна сделала акцент на том, что заявленный в этом году девиз сегодня достаточно актуален. Связано это с тем, что потребители стали чаще приобретать товар, заказывать услуги дистанционным способом.
Гражданам стоит быть внимательными, принимая решение заказать товар через Интернет. Необходимо оценивать необходимость совершения покупки, внимательно прочитывать всю информацию, которую предоставляет продавец и не пренебрегать отзывами, оставленными покупателями, которые уже воспользовались услугами данного Интернет-магазина.
Управление Роспотребнадзора регулярно осуществляет не только контрольно-надзорную деятельность в сфере реализации товаров дистанционным способом, и правоприменительную практику, но и активное информирование населения, чтобы потребители могли грамотно защитить свои права.
При осуществлении информирования граждан, значительное внимание уделяется подрастающему поколению, как наиболее активным пользователям сети Интернет, которые в последующем смогут проявить себя в роли клиентов Интернет-магазинов.
Начальник отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора Людмила Макарова продолжила пресс-конференцию, представив вниманию представителей средств массовой информации права потребителя при приобретении товаров и услуг дистанционным способом.
Людмила Руслановна уточнила, что именно необходимо знать гражданам для того, чтобы он-лайн покупки не принесли неприятности, о каких своих правах необходимо помнить и что делать если эти права были все же нарушены недобросовестным продавцом.
Также, были озвучены «правила безопасности» при совершении покупок через Интернет.
Если же у потребителей возникают какие-либо вопросы при покупке товаров дистанционным способом, то они всегда могут обратиться за консультацией в Управление Роспотребнадзора и консультационный центр ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Марий Эл».
В 2016 году в Управление поступило 26 обращений на нарушение прав потребителей при продаже товаров промышленной группы дистанционным способом. В большинстве случаев граждане жаловались на нарушения сроков доставки.
Поскольку обращения носили имущественный характер, потребителям были даны разъяснения по существу поставленных вопросов с учетом требований законодательства и механизм судебной защиты нарушенных прав в рамках гражданского судопроизводства.
По одному из обращений была проведена внеплановая проверка, факт жалобы не подтвердился.
Заместитель начальника отдела защиты прав потребителей Управления Роспотребнадзора Людмила Филонова сообщила присутствующим, что в 2016 году специалистами ведомства было проведено 310 проверок: 80 плановых (26%) и 230 внеплановых (74%). Нарушения выявлены при 285 проверках, (92%). Выдано 195 предписаний о прекращении нарушений. Вынесено 634 постановления о привлечении виновных лиц к административной ответственности.
В 2016 году по вопросам защиты прав потребителей поступило 1063 обращения потребителей. В общем количестве обращений 65 % составляют обращения на оказание услуг, 35 % - обращения на сферу торговли, из которых около 70 % - на продажу непродовольственных товаров. По телефону «горячей линии» в целях консультации в Управление обратились 558 граждан.
По результатам рассмотрения обращений проведено 62 проверки, возбуждено 124 административных дела. По подведомственности направлено 474 заявления, из которых около 70 % составляет сфера ЖКХ.
Рассмотрено 55 обращений на заседании Общественной приемной Управления, в рамках которой проводится досудебное урегулирование вопросов с приглашением обеих сторон.
По итогам проверок снято с реализации 514 ед. несоответствующих товаров промышленной группы на сумму 72,5 тыс. рублей.
Управлением обеспечивается эффективная судебная защита прав потребителей. Даны заключения в судах по 70 делам в целях защиты прав потребителей. В пользу потребителей взысканы денежные средства на общую сумму 15 млн.035 тыс. рублей.
В 2016 году продолжена работа по обеспечению судебной защиты прав неопределенного и определенного круга лиц. Управлением направлено в суд 6 исковых заявления в защиту прав конкретных потребителей - о возмещении убытков и компенсации морального вреда. Взыскано материального ущерба в пользу потребителей в сумме 244 тыс. руб.
Судом рассмотрено 16 исковых заявлений Управления в защиту неопределенного круга лиц.
После того, как все участники пресс-конференции выступили, осталось время для вопросов. Тема Всемирного дня защиты прав потребителей вызвала значительный интерес у представителей масс-медиа. Журналисты задавали различные вопросы, связанные с продажей товаров через Интернет, на которые специалистами были даны подробные ответы.