Пункт 1 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" устанавливает, что минимальные размеры образуемых новых земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения устанавливаются субъектами Российской Федерации в соответствии с требованиями законодательства РФ о землеустройстве.
В данном случае следует иметь в виду содержание Федерального закона от 18.06.2001 № 78-ФЗ "О землеустройстве". К недостаткам землепользований законодательство о землеустройстве относит фрагментацию земель, чересполосицу, вклинивание, вкрапливание, дальноземелье, изломанность границ. Комментируемый Закон запрещает совершение сделок с земельными участками, в результате которых могут возникнуть указанные недостатки землепользования.
Законом запрещен также выдел земельного участка в счет земельной доли из состава искусственно орошаемых сельскохозяйственных угодий и (или) осушенных земель, если размер такого участка окажется меньше минимального размера, установленного законодательством субъекта РФ для земельного участка из состава искусственно орошаемых сельскохозяйственных угодий и (или) осушаемых земель.
Перечисленные положения Федерального Закона чрезвычайно важны для недопущения формирования земельных участков, использование которых невозможно в сельском хозяйстве с технологической точки зрения. Опыт зарубежных стран показывает, насколько велики затраты и усилия, направленные на консолидацию земель при несоблюдении таких требований.
Последним абзацем пункта 1 статьи 4 Федерального Закона установлено исключение из общего правила. В соответствии с указанным абзацем требования о минимальных размерах не распространяются на случаи выдела земельного участка в счет доли (долей) в праве общей собственности на земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства или осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, если их основной деятельностью является садоводство, овощеводство, цветоводство, виноградарство, семеноводство, птицеводство, пчеловодство, рыболовство или другая деятельность в целях производства сельскохозяйственной продукции по технологии, допускающей использование земельных участков, размеры которых менее чем минимальные размеры земельных участков, определенные региональными законами.
Ограничение максимальной площади земельных участков, которые могут находиться в собственности одного лица, статьей 4 Федерального закона прямо не предусмотрено. Анализ мирового опыта позволяет сделать вывод, что ограничения максимальных размеров земельных участков вводятся, в основном, в странах, где сложился острый дефицит сельскохозяйственных земель при достаточно высоком спросе на них на рынке земли и иной недвижимости. В то же время, исходя из соображений необходимости формировать конкурентную среду в сфере сельскохозяйственного производства, в пункте 2 статьи 4 настоящего Закона субъектам Российской Федерации законодателем предоставлено право устанавливать максимальный размер общей площади земельных участков сельскохозяйственных угодий, которые расположены на территории одного административно-территориального образования субъекта Российской Федерации и могут находиться одновременно в собственности граждан и юридических лиц, указанных в пункте 2 статьи 4 комментируемого Федерального закона.
Важно также то, что прежняя редакция Закона содержала термин "близкие родственники", не расшифровывая, каких лиц следует относить к данной категории. Теперь в Законе дано определение этого термина по аналогии с Семейным кодексом РФ. К близким родственникам отнесены родители, дети, братья, сестры, дедушка, бабушка и внуки.
При этом закрепленные Федеральным Законом пределы, в которых субъект Российской Федерации вправе вводить ограничения определены так, чтобы стимулировать формирование и развитие крупных сельскохозяйственных организаций. Субъект Российской Федерации своим законом не вправе устанавливать минимальный предел максимальной площади сельскохозяйственных угодий, которые могут быть в собственности одного лица ниже 10 процентов общей площади сельскохозяйственных угодий в границах одного административно-территориального образования.
Следует также иметь в виду, что в соответствии со статей 191 Закона в случае, если на день вступления в силу данного Федерального закона субъектом Российской Федерации не принят региональный закон, устанавливающий минимальные размеры земельных участков, предусмотренные пунктом 1 статьи 4 Закона, такие минимальные размеры приравниваются к минимальным размерам, устанавливаемым в соответствии со статьей 33 Земельного кодекса РФ, для осуществления деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства. Что касается максимального размера, то впредь до принятия регионального закона этот размер устанавливается равным 10 процентам общей площади сельскохозяйственных угодий в границах одного административно-территориального образования.