Об особенностях проведения земляных работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на участках сельскохозяйственного назначения

Об особенностях проведения земляных работ, связанных с нарушением почвенного покрова, на участках сельскохозяйственного назначения
Фото: www.ursn-nnov.ru

Во избежание фактов самовольного снятия и перемещения плодородного слоя почвы и недопущения причинения вреда почвам при проведении земляных работ необходимо знать следующее:

- самовольное снятие плодородного слоя почвы - предполагает его отделение с поверхности земли без разрешения;

- самовольное перемещение плодородного слоя почвы - это изменение его пространственного расположения;

- объективная сторона - это действия по вывозу, выносу плодородного слоя почвы, расположенного на земельном участке, за его пределы.

          Вышеуказанные правонарушения имеют срок давности привлечения к административной ответственности - один год с момента совершения правонарушения. Необходимо подчеркнуть, что срок давности в данном случае исчисляется именно с момента совершения правонарушения, в то время как по иным правонарушениям, например - неиспользование земельного участка по назначению, срок давности исчисляется с даты выявления правонарушения контролирующим органом.

                Как правило, уничтожение (порча) плодородного слоя почвы приводит к причинению вреда почвам, расчет которого производится в соответствии со специально утвержденной методикой. Причем срок давности возмещения вреда, причиненного почвам, составляет 20 лет.

                Приказом Минприроды РФ и Роскомзема № 525 и № 67 от 22.12.1995 г. утверждены основные положения о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы. Разработаны они на основании Постановления Правительства РФ № 140 от 23.02.1994 г., в соответствии с которым, лица, проводившие земляные работы, обязаны провести рекультивацию нарушенных земель за свой счет по утвержденному проекту рекультивации земель.

              Перед проведением земляных работ, связанных со снятием и перемещением плодородного слоя почвы, правообладатель или подрядчик, в зависимости от условий договора подряда, обязан получить разрешение на проведение этих работ. Выдача разрешений на добычу общераспространённых полезных ископаемых и проведение других внутрихозяйственных работ, связанных с нарушением почвенного покрова, осуществляется в порядке, установленном соответствующими органами исполнительной власти субъектов РФ.

                  В случае если порядок выдачи разрешения не разработан и не утвержден на уровне субъекта РФ, то это обстоятельство не освобождает правообладателя земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения от получения разрешения, так как это требование является общим для РФ (п. 1 вышеуказанных основных положений) и обязательно для исполнения. А значит, как минимум правообладатель (подрядчик) обязан обратиться в соответствующий  орган местного самоуправления, на территории которого расположен земельный участок с письменным заявлением по данному поводу и получить ответ и уже далее действовать в соответствии с действующим законодательством.

                Здесь необходимо руководствоваться общим правилом, в соответствии с которым, в случае наличия специальной нормы, например, субъектом РФ разработан порядок выдачи разрешения, необходимо руководствоваться этим порядком, а если же нет, то следует руководствоваться общими требованиями п. 1 и п. 6 основных положений порядка снятия, хранения и дальнейшего применения плодородного слоя почвы установленных органами дающими разрешение на основе проектов рекультивации, получивших положительное заключение экологической экспертизы.

                Наиболее распространенное правонарушение, связанное с производством земляных работ, является добыча общераспространенных полезных ископаемых под предлогом возведения обводненных карьеров, водоемов на землях сельскохозяйственного назначения.

                Дело в том, что согласно п. 1 ст. 40 Земельного кодекса РФ собственник земельного участка вправе строить пруды и иные водные объекты в соответствии с установленными законодательством экологическими, строительными, санитарными, гигиеническими и иными специальными требованиями.

                В тоже время, в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», вновь создаваемые пруды можно разделить на 2 группы:

-пруды, сопряженные с водными объектами;

-пруды, не сопряженные с водными объектами.

              Первая группа - реки, каналы, озера, болота, водоносные горизонты, бассейны подземных вод. Здесь сооружение может возводиться путем строительства дамбы, плотины, шлюза, канала, тоннеля, одним словом гидротехнического сооружения (ФЗ № 416 от 07.12.2011 г. «О водоснабжении и водоотведении»). В этом случае требуется специальный проект, так как пруд сопряжен с постоянным водотоком.

            В тоже время, например, овраг не имеет постоянного водотока - это уже другая группа.

            Пруд дамба - если она возводится поперек оврага, не имеющего постоянного водотока, относится к копаням, изолированным от водных объектов. Здесь не требуется разрешение на строительство.

          Дело все в безопасности, дамба на ручье с постоянным водотоком с точки зрения закона - это гидротехническое сооружение, а дамба поперек оврага, без ручья это просто насыпь.

              В соответствии с Приказом Минрегионразвития РФ от 30.12.2009 г. № 624 и ст. 51 Градостроительного кодекса РФ для строительства объекта первой группы требуется специальное разрешение, лицензия и соответствующий проект специального сооружения. Порядок выдачи разрешения на возведение гидротехнического сооружения установлен ст. 51 Градостроительного кодекса РФ.

              Если земельный участок имеет категорию земель сельскохозяйственного назначения, то необходимо подтверждение его использования по назначению, в данном случае, в качестве рыбного хозяйства (рыбоводство). Для чего, необходимо разработать документацию на строительство, например обводненного карьера с проектом рекультивации земель по окончанию строительства водного объекта.

              Если пруд создается только путем земляных работ не глубже 5 м то разрешение на строительство пруда, копания не требуется, что разъяснено письмом Минэкономразвития РФ от 17.09.2011 г. № ОГ-Д23-962.

          В случае добычи общераспространенных полезных ископаемых на глубину более 5 м требуется лицензия, которая не может выдаваться физическому лицу. При наличии проекта строительства (создания) обводненного карьера (водоема) перевод земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения в иную категорию не требуется. Во всех иных случаях необходим перевод земель в земли промышленности.

            Таким образом, строительство (возведение) водоема (пруда) на землях сельскохозяйственного назначения возможно при условии соблюдения требований, направленных на сохранение плодородия  земель сельскохозяйственного назначения.

 
По теме
Управление Россельхознадзора по Нижегородской области и Республике Марий Эл проводит контрольно - надзорные мероприятия по выявлению и пресечению на землях категории сельскохозяйственного назначения несанкционированных к
В Марий Эл начали принимать заявления на выдачу разрешений на охоту - Marimedia.Ru В Марий Эл открывается весенний сезон охоты: с 1 по 30 апреля на селезней уток с использованием живых подсадных уток; с 20 апреля по 29 апреля на водоплавающую дичь (селезни утки, гусь, за исключением серого гуся);
Marimedia.Ru
С начала 2024 года Отделение СФР по Республике Марий Эл оплатило услуги по родовым сертификатам для 1605 женщин и детей региона на общую сумму 7,6 миллиона рублей.
Куженерский муниципальный район